Скауты
Ангелина Дедова
Ангелина Дедова


Документы

Заявление (лагерь)
(29Кб)
Квитанция
(1161,498046875Кб)
Договор (лагерь)
(48,5Кб)
Памятка родителям
(20,91796875Кб)
Медкарта
(474,9140625Кб)

Рейтинг@Mail.ru

О нас пишут газеты

04 марта 2006  |  "Православный вестник"

Будни и праздники православных скаутов из Казани.

Цель создания православной детской организации - дать подросткам возможность не только посещать церковные Богослужения и занятия воскресной школы, но и иметь полноценное общение с православными сверстниками. Вместе проводить свободнее время, ходить в: походы, праздновать именины и, конечно, учиться делать добрые дела. Чтобы для ребят жизнь не делилась на две несовместимые части - в церкви, мол, мы христиане, а за ее стенами - ?как все?.

Отряд юных российских разведчиков-скаутов (ОРЮР) имени великой княгини Елисаветы Федоровны был. создан на базе воскресной школы при: Петропавловском соборе апреле 1999 года. 30 апреля сам архиепископ Казанский и Татарстанский торжественно освятил отрядное знамя с иконой великой княгини Елисаветы и сказал детям несколько напутственных слов.

Впоследствии, понаблюдав за работой скаутской организации, Владыка написал в школьную газету «Кораблик» такую: заметку:

«Теперь это движение – в корне наше. Сегодня, дорогие читатели, мне хотелось бы поделиться мыслями по поводу работы, которая проводится молодежным центром при Софийской церкви с нашими православными детьми. Следует сразу оговориться, что православными они становятся талько благодаря- той просветительской работе, которую проводят сотрудники того же центра в приходских школах города. Сейчас, наверное, не найдется ни одного родителя, считающего себя верующим, который скажет, что без православной школы он может воспитать полноценного гражданина Церкви и Общества.

Да, приходские школы необходимы, так как каждому молодому человеку, исповедующему православную веру, уже сейчас необходимо дать ответ на вопросы, поставленные жизнью. Но эта - одна сторона жизни молодого и, если хотите, маленького христианина. Но как сплотить этих маленьких носителей Истины Христовой в единый организм, который мы называем Церковью, Телом Христовым? Вот, здесь пример для подражания и другим приходам служит скаутское движение при Софийской церкви. Да, название не наше, не русское. И движение возникло не у нас, но поскольку мы смогли наполнить его нашим православным духом, постольку оно в корне - наше.

Здесь все построено на дисциплине, порой это некоторым - папам и мамам не нравится. Ведь мы так любим жить по своим похотям и не руководствоваться элементарными нравственными законами, не говоря уже о Божественных. Мне приходилось летом бывать в лагере, где отдыхали наши ребята. Утром - обязательная молитва, затем – линейка, игры, приготовление пищи, посещение Богослужений, регулярная исповедь священнику, который всегда находился с ними. Эта была настоящая Церковь, и родители могли только позавидовать своим детям, так как в свои детские годы они этого не видели, да и представите себе не могли.

Мы должны лишь принести огромную благодарность устроителям этого христианского православного движения и пожелать помощи Божией Матери Марии и всем тем, кому не безразлична будущая судьба нашей Церкви. А она - в наших детях.

А всякие негативные отзывы, появляющиеся об этом великом деле, можно отнести к проискам лукавого, который через внешнюю заботу некоторых "ревнителей" православия старается нанести непоправимый духовный ущерб всей полноте Церкви Христовой. Анастасий, архиепископ Казанский и Татарстанский

С самого начала в отряде было около 30 детей в возрасте от 9 до 14 лет. В основном эти дети в течение ряда лет уже проучились в воскресной школе и имели опыт церковной жизни. В дальнейшем количество скаутов постепенно возрастало, а к сентябрю 1999 года - увеличилось скачкообразно, сразу до 60 человек. Среди новичков появилось много мало воцерковленных детей. И нередко исповедь и причастие в дни скаутских лагерей являлось для них первым опытом духовной жизни. Во время лагерей дети приучаются к регулярному исполнению утреннего и вечернего молитвенного правила, привыкают молиться до и после трапезы. В отряде строго запрещено сквернословие и развязное поведение, и дети быстро и без особого напряжения приспосабливаются к этим новым для них условиям, так непохожим на обычную школьную, а порой и семейную жизнь.

Работа на скаутских сборах

Занятия со скаутами в течение учебного года проводятся дважды в неделю. В воскресенье, после занятий в воскресной школе, проходит скаутский сбор с 16.00 до 18.00. Сбор начинается поднятием знамени отряда, пением гимна («Коль славен наш Господь в Сионе»), рапортом дежурных и вожаков звеньев. Затем проходят занятия по Закону Божьему, истории Отечества, оказанию первой медицинской помощи, народным промыслам (лепка из глины, роспись по дереву, кожаная мозаика и пр.), строевой или туристической подготовке. Игры, в которые ребята играют на своих сборах, предназначены для закрепления пройденного материала. В частности, проводились игры:

- на знание и умение пользоваться Азбукой Морзе,

- на умение ориентироваться по компасу,

- историческая викторина,

- игра-викторина «Я знаю свой город»,

- конкурс «Я все знаю о зубах»,

- соревнование на знание узлов,

- игра на знание русских пословиц

- разгадка кроссвордов по пройденным: темам

- игра «Юный следопыт» (кто точнее определит следы) и пр.

Иногда на сбор приглашается люди, способные рассказать или показать ребятам что-то особенно интересное - продемонстрировать возможности собаки-поводыря или прочитать лекцию о лечебных травах. Время от времени детям показывают хорошие, как правило отечественные видеофильмы («А зори здесь тихие», «Мио, мой Мио» и пр.), а затем проводится викторина по этому фильму.

Часто для ребят организуются экскурсии - на хлебозавод, в краеведческий музей, в зоопарк. При этом важно, что дети впоследствии обсуждают увиденное, отвечают на вопросы, устраивают конкурсы на усвоение нового материала. Нередко дети вместе посещают театры, причем иногда удается организовать культпоход за полцены или на деньги спонсоров. Это немаловажно, так как большинство скаутов - из очень бедных и неблагополучных семей, и театры, по нынешним ценам, становятся им недоступными.

Второе, буднее, занятие проводится по звеньям, как правило, на квартире у кого-нибудь из ребят. В звено обычно входят дети, живущие неподалеку. На звеньевом занятии ребята готовятся к какому-нибудь общему мероприятию - рисуют стенгазеты, составляют топографическую карту, разучивают песни или делают игрушки и декорации для кукольного спектакля.

Вся программа работы со скаутами составлена с таким расчетом, чтобы дети постоянно получали новые знания и навыки, а в уже полученных умениях-повышали свое мастерство. Поэтому разработана специальная система «звездочек» - степеней постижения «скаутской науки». Кроме того, - дети могут приобрести какую-нибудь из скаутских: «специальностей»: повар, воспитатель, связист и пр. Имеются требования и нормативы на сдачу «звездочек» и специальностей.

Другой задачей скаутского движения - научить ребят быть активными, не отсиживаться в сторонке, не прятаться за чужими спинами, а брать ответственность на себя, быстро и эффективно делать то, что нужно в данный момент. Этому способствует постоянная шефская помощь детям из приюта для сирот. Там даже самый маленький скаут быстро научается самостоятельно организовать занятие для малышей, разучить с ними песню, объяснить и провести новую игру. Каждый ребенок может попробовать свои силы в качестве вожака звена или его помощника, каждый получает опыт и командования и подчинения командам других.

Большое внимание уделяется воспитанию в детях чувства причастности к церковным делам, этому способствует их участие в благоустройстве церквей и монастырей. Дети помогали в расчистке территории древнего Зилантового монастыря, трудились на огороде Седмиезерного монастыря, часто помогают и Ивановскому монастырю, на территории которого расположена воскресная школа. Помогают дети и окрестным церквям – Софийской, Евдокиинской церкви - убирают строительный мусор, пропалывают газоны, сажают цветы.

«Скаут - друг животных и всей природы» - одно из основных правил скаутов. Поэтому весной ребята делают скворечники, а однажды, по договоренности с горзеленхозом - участвовали в посадке деревьев в городском сквере.

Конечно, самое главное значение для православных скаутов имеет работа в детском приюте для сирот и посещение онкологического диспансера. Посещения приюта и больницы происходят регулярно. В приют дети ходят каждую неделю один-два раза, по очереди, чтобы играть с сиротами, разучивать с ними песни и обучать различным поделкам. Время от времени, по согласованию с руководством приюта, некоторые сироты принимают участие в скаутских лагерях. В больницу дети, как правило, ходят по праздникам – как церковным, так и гражданским. В это время в палатах остаются лишь самые тяжелые больные, к тому же не имеющие близких, которые бы забрали их домой. Поэтому посещение детей является для них единственным утешением. Ребята показывают больным спектакли, поют песни, беседуют, угощают и дарят маленькие подарочки. Подобная благотворительная деятельность гораздо больше, чем любые проповеди и благочестивые беседы, развивают в детях чувства сострадания и истинной, христианской любви к ближнему. Об одном из таких праздничных дней написали сами вожатые:


Красивая, нежная, прекрасная... или. скаутский женский день 8 марта - день, когда дети делают добрые дела для своих мам и бабушек, а мальчики вежливы с девочками. В этот день наш скаутский отряд решил посетить больных онкологического диспансера и поздравить их с весенним праздником. Мы не впервые посещаем наш "раковый корпус". На масляной неделе скауты развлекали лежачих больных кукольными спектаклями. Теперь же дети напекли постных блинчиков, сделали из фантиков и цветной бумаги яркие поздравительные открытки, купили воздушные шарики.

Каждое звено отправилось в одну из больничных палат, где лежали женщины, уже не встающие с кроватей. Больная, старушка не сразу понимала, что сидящий перед ней 10-летний мальчуган в зеленой форменной рубашке пришел именно к ней. Он не торопится, рассказывает о жизни в школе, Протягивает самостоятельно испеченное угощение, надувает воздушный шарик. И старательно пишет, скрипя фломастером: "Тете Маше от Андрея".

А после дети пели для больных свои любимые песни - "Под небом голубым", "Дружба крепкая", "Ничего на свете лучше нету". Показывали и "скаутские точки" - маленькие веселые сценки собственного сочинения. Не удивительно, что женщины в палатах плакали, не веря собственным глазам. Весь вид наших православных детишек говорил им о том, что не все так ужасно в России, что есть еще здоровые росточки - и значит можно умереть не в горести и обиде, а в надежде и любви.

"А можно за Вас помолиться?" - спрашивает в конце визита каждый ребенок свою бабушку. "Помолись, сынок, помолись, родной". На прощанье многие больные говорили напутственно: "Берегите свое здоровье, родителей берегите", тут и мы едва удерживали слезы. В Софийской церкви, мы помолились за здравие болящих. Их имена ребята тщательно записали, чтобы еще раз повторить перед сном...

В этот же день мы ходили еще и в детский приют. Там детишки уже привыкли к тому, что каждую неделю их посещают "люди в зеленом". В веселых играх быстро исчезает застенчивость и неловкость, всякое различие между домашними детьми и сиротами. 8 марта мы провели в приюте настоящие соревнования. Ребята выполняли задания на ловкость и наблюдательность, пели песни. Самым приятным оказался конкурс на добрые слова, обращенные к девочкам. Бесконечный поток комплиментов: красивая, нежная, прекрасная - невозможно было его остановить. Если бы сейчас приютских детей слышали их мамы, они никогда не расстались бы со своими малышами. Вот такой был у скаутов Женский праздник в дни Великого поста.

Скаутские игры и праздники

Отдельно расскажем о наиболее ярких и запоминающихся мероприятиях, потребовавших некоторой подготовки.

День матери

Этот день традиционно празднуется 1-го декабря. Заранее, задолго до праздника дети на своих сборах делают подарки для мам. В 1999 году это были фартуки, сшитые собственноручно, по мере сил и возможностей во время осеннего лагеря. За 2 дня до мероприятия каждое звено по очереди направляет своих «делегатов» в трапезную Софийской церкви для выпечки угощения к чаю. Это может быть и коврижка, и печенье и даже халва. Впрочем, выбор блюд невелик - ведь Рождественский пост уже начался. А на праздник, конечно, приглашаются все мамы и даже бабушки. Им показывают концерт, их угощают, с ними играют в разные игры. Например, мамы с завязанными глазами срезают призы или на ощупь пытаются определить затылок любимого ребенка «с одного поглаживания». Тут-то сразу можно определить, часто ли мамы гладят по головкам своих чад. У мам - тоже немало забот: нужно быстро придумать и записать на магнитофон (а в нынешнем году - и на видеомагнитофон) несколько слов для своего ребенка - безо всякой критики, только добрые и ласковые слова. А это, оказывается, совсем непросто с непривычки.

Праздник, хлеба

Идея этого праздника пришла нам в голову летом, когда наш любимый хлебозавод ?3 всю смену кормил нас хлебом, и всю еду мы готовили на растительном масле, которое нам подарил тот же завод. Нам захотелось хоть чем-то отблагодарить добрых пекарей - и мы подготовили для них четыре спектакля (из них два кукольных) на тему «Хлеб - всему голова», которые и были показаны на хлебозаводе. Работники хлебозавода с радостью приняли нас, провели экскурсию по заводу, дали попробовать только что испеченный хлеб, а потом еще напоили чаем со свежеприготовленной сдобой - коржиками и кексами. Эти же спектакли дети потом показали в приюте и детском доме в поселке Дербышки.

Ролевые игры

Большое удовольствие доставляют детям ролевые игры с переодеваниями. Первый раз такую игру мы провели в помещении воскресной школы. На один день школа была превращена в большой океанский лайнер. Для этого в театре были позаимствованы некоторые декорации, костюмы и реквизит. Заранее распределили роли - капитана, его помощников, буфетчицы и пассажиров. Среди пассажиров были дети и старики, бизнесмены и искатели приключений, и, конечно же, православный священник. На корабле совершается загадочное преступление (впрочем, никто особенно не пострадал) и ведется следствие... В конце концов, все заканчивается благополучно, а преступник сам раскаивается и сознается в содеянном.

Другая игра была вне стен школы - в сыщиков и шпионов. Из конца в конец центральной городской улицы, тщательно замаскировавшись, чтобы слиться с толпой, «шпионы» должны пронести секретный багаж. А «сыщики», естественно, (тоже замаскировавшись) - шпионов отловить и багаж отнять.

Но в основном ролевые игры проводятся с детьми во время многодневных лагерей в школьные каникулы, а о лагерях мы расскажем особо.

Скаутские лагеря.

В необходимости регулярного проведения многодневных лагерей мы убедились с первых же месяцев существования нашей скаутской организации. За 3-4- суток совместной жизни дети меняются самым поразительным образом. Без следа исчезают капризы, уменьшается эгоизм. Ребята начинают с интересом и уважением относиться друг к другу и, что тоже очень важно, в первую очередь для безопасности самих же детей - научаются быстро и беспрекословно слушаться вожатых. Радостно и с готовностью втягиваются в напряженный график лагерной жизни и, очень часто, возвращаясь в семью, тоскуют от безделья и предлагают удивленным родителям свою помощь в домашних делах.

К нашей организации постоянно присоединяются все новые и новые дети, и только после первого лагеря новички начинают себя чувствовать полноправными членами отряда. Да и вести себя соответственно.

Режим дня во всех проводимых лагерях примерно одинаков, за исключением летнего купания: молитва, завтрак, утренний блок, обед, тихий час, вечерний блок, ужин. Обязательно костры или, заменяющие их «свечки».

РАСПОРЯДОК ДНЯ СКАУТСКОГО ЛАГЕРЯ

7.30. Подъем, 7.45. Молитва, 8.15. Зарядка, 8.30 Построение. Поднятие флага.

8.45 Завтрак, 9.15 Утренний блок:

13.15 Чтение Евангелия, 14.00 Обед, 14.30 Тихий час, 15.30 Вечерний блок:

19.00 Ужин, 19.30 Подготовка к костру, 20.00 Построение. Спуск флага.Костер, 21.30 Молитва,

22.00 Отбой

В течение каждого лагеря дети обязательно посещают храм, исповедаются и причащаются. Для некоторых детей это причастие оказывается первым в их жизни.

Многодневные лагеря проводятся нами каждые школьные каникулы - или с выездом за город, или в родной воскресной школе, а то и в других городах России. В летнее время мы стараемся проводить несколько различных лагерей. Расскажем коротко о каждом проведенном нами лагере, за исключением первых летних лагерей 1998 года, о которых у нас был выпущен отдельный буклет «Наш первый скаутский лагерь».

Осень-98. Лагерь «Ночные странники»

Лагерь проводился в помещении воскресной школы и Софийской церкви. Самым интересным мероприятием лагеря была так называемая «полоса препятствий», проводимая в длинном коридоре школы. Нужно было звеном в 4 человека пройти сквозь нее, произведя минимум шума. В состав полосы входили подвешенные на нитках консервные банки и ложки, баррикады из мебели, шуршащие пакеты, веточки, бумага. За время игры напряжение росло, молчать становилось почти невмоготу. Но тем веселее было смеяться, когда полоса была пройдена.

Ночная игра «Светлячки» была проведена на территория Кремля. Целью игры было найти и спасти «Светлячка» (вожатого), запутавшегося в сетях «паука» (другого вожатого). Ребята должны были следовать по огонькам свечи, находить рядом с ней послание, и расшифровав его, следовать дальше. Эта игра не совсем удалась, поскольку лишь одна команда справилась с заданием, другая же заблудилась, а третья попала в разборку с местной шпаной и тоже потеряла время.

Зима-99 г. Лагерь «Таинственные рыцари»

Зимний лагерь состоялся в деревне Пятьял (Марийская епархия), где мы жили в деревенской избе с настоящей печкой, причащались в сельском храме, катались на ледянках с гор, помогали в очистке от снега источника, убирали возле храма.

Ноочень большой радостью было испытание на мужество, которое сдавали девочки (мальчики сдавали осенью). Девочки не побоялись ночью искать флажки в лесу. На обратном пути нам не повезло. Автобус, увидев толпу с рюкзаками, проехал мимо. И мы мерзли до следующего рейса около 2-х часов. Несмотря на мороз, голод и усталость, почти все дети держались мужественно. Зато потом большой радостью было отогреться и поесть в кафе города Волжска, а в электричке спеть в честь окончания лагеря традиционную прощальную скаутскую песню.

Весна-99г. Лагерь «Весенние птахи»

Весенний лагерь был самым удачным из предыдущих тренировочных походов. Он состоял как бы из двух частей: 2 дня мы провели в Борисоглебске (в неотапливаемом двухэтажном домике), а 2 дня - в Казани (в воскресной школе). Удивительно было почувствовать себя хозяевами 7- комнатного промерзлого коттеджа, пришить к форме новые нашивки, колоть лед вокруг храма, играть в увлекательные игры на знание Морзе. Устроили также экспромтом шуточный суд на тему «Нужны ли слону рога?», учили новые песни, а по приезде в Казань - все вместе причащались в Петропавловском соборе.

Июнь-99 г.

В начале лета был проведен трехдневный тренировочный лагерь в Семиозерке. Здесь разбились на звенья, которые планировались в большом лагере «Защитниках Отечества», пришили эмблемы к разноцветным футболкам (у каждого звена - свой цвет), играли в лесные разведческие игры, пололи свеклу в монастыре, купались в святом источнике, рисовали самые невероятные средства передвижения, и, конечно же, разучили новую песню и придумали свою:

Разведчики приехали сюда,

Помочь в монастыре и искупаться.

В источнике холодная и чистая вода,

Что даже неохота одеваться.

Протри глаза - в палатке комары.

И спальник у кого-то промочился.

И над костром висят носки и мокрые штаны.

Так холодно, я даже удивился.

Друзьями стали нынче комары,

И бревна стали тоже нам друзьями.

Как жаль, что уезжаем, уезжаем завтра мы,

Как жаль, что расстаемся завтра с вами.

Лето-99 г. Лагерь «Защитники Отечества»

Установка лагеря

Второй большой скаутский лагерь, в отличие от первого, имел несколько иное расположение. Он состоял из двух подлагерей. На старом месте - на самом берегу Волги располагался взрослый подлагерь и трапезная. Дети же разместились на живописной опушке леса, находящейся высоко на холме в получасе ходьбы от взрослого родительского «продуктового» лагеря и Макарьевского монастыря. В день приходилось несколькораз взбираться на свою гору, спускаясь на берег для купания, на обед, ужин и других дел.

Лагерь имел довольно большую территорию, обнесенную веревкой. При входе в лагерь висела вывеска «Детский скаутский лагерь «Защитники Отечества»». Детские палатки располагались по звеньям, довольно далеко друг от друга. Посередине лагеря стояла большая солдатская палатка, где хранились некоторые продукты и лагерный инвентарь.

Дежурство по лагерю и соревнование звеньев и вожаков.

Каждую ночь лагерь охраняли два ночных часовых - это скауты, которые имели две звездочки и, естественно, желание сторожить. В 12 часов вожатые будили первого часового и он, поддерживая костер и, обходя с фонариком территорию, бодрствовал полтора часа, затем будил своего напарника и шел спать в большую инвентарную палатку. Чтобы проверить бдительность часовых назначался человек, который среди ночи должен был тихо выбраться из палатки и выкрасть что-то очень важное (флаг, бутылки с водой или надувной матрац). Кроме того, часовым не раз приходилось сталкиваться с внешними «лазутчиками» - деревенскими жителями и подозрительными личностями, проходившими мимо нашего лагеря.

Каждый день какое-то звено дежурило - готовило обед, полдник, ужин и завтрак. К дежурным были четкие требования:

1) Полные умывальники

2) Чистые котлы с водой

3) Наличие дров под тентом

4) 3асыпанный к вечеру туалет

5) Сданные в комплекте топоры и пилы

6) Своевременное приготовление еды

7) Приготовить завтрак так тихо, чтобы не проснулся ни один человек в лагере. Да еще так вкусно, что пальчики оближешь!

В каждом звене был вожак и помощник вожака, у которых был специальный дневник, где начальник лагеря ежедневно проставлял «зачеты» или «незачеты». Это проставлялось после отбоя в 22.05 в присутствии вожатых и всех вожаков - вспоминались все успехи и недочеты вожаков и помощников вожаков в течение дня по 11 наименованиям:

- Оперативность созыва звена на построение,

- Аккуратность, внешняя вид членов звена в течение дня (чистота зубов, лица, рук перед едой)

- Было ли одето звено по погоде или соответственно заданию (просушены ли купальники)?

- Чистота в обеих палатках звена

- Качество работы со звеном. Всех ли побудил к активности?

- Безопасность звена во время купания. " Тишина в обеих палатках звена.

- Качество дежурства звена

- Насколько учитывалось настроение каждого члена звена?

- Положительный личный пример для звена

- Особые успехи в звене (конкурсы, костры, специальности, звездочки).

- Лучшие 8 вожаков были награждены поездкой на Юбилейный скаутский слет в Санкт-Петербурге.

Работа и проведение «мужского дня»

Два дня мы помогали Макарьевскому монастырю по расчистке дороги от кирпичей. По сравнению с прополкой сорняков, работа передавать цепочкой кирпичики, более вдохновляла наших ребят. Однако на солнцепеке долго не поработаешь. Хорошо еще, что купались два раза в день - с таким удовольствием, что не лень было каждый раз подниматься в гору.

Как и в прошлогоднем лагере, в этом году тоже все мальчики и мужчины на сутки уплыли на острова, чтобы устроить «банный» день и немножко побыть без женской опеки в чисто мужской компании. Мальчики ловили рыбу, а потом сами готовили её на костре.

Оставшись в лагере, девочки парились в монастырской бане, а потом варили земляничное варенье и пекли блины. Этот день в лагере для многих запомнился, как самый спокойный, так как обычный распорядок дня был упразднен и можно было «делать что хочешь». А вечером у девочек был свой «девичий» костер, где каждая рассказывала про свою любимую игрушку, и про то, как было им не хотелось ходить в детский садик.


Лагерные костры

Костры в лагере проходили каждый день. В первый день лагеря был традиционный костер-знакомство: каждый говорил свое имя и отчество, немного рассказывал о своем отце (чем на него похож, где работает и прочее) и о своей будущей профессии. Было интересно, что дети, у кого отцы шофер мечтают о профессии милиционера, а те, у кого отцы милиционеры хотят быть шоферами. Но были, конечно, у нас и будущие повара, учителя, ветеринары и фотомодели. И долго еще после этого костра дети называли друг друга по имени-отчеству. И еще на первом костре была игра «Тайный друг», где каждому попадается бумажка с именем кого-то из детей или вожатых и тогда он становится на один день его «тайным другом» и должен ему незаметно помогать. А на следующий день каждый вспоминает, помогал ли ему какой-нибудь «друг», и если угадывает его имя, то такого друга скауты по традиции качают.

Потом были и другие костры: «Медицина и природа», «Братья и сестры», традиционный костер, посвященный «Дню Памяти верных». Был костер с родителями и костер по звеньям «Чудеса среди нас».

Денежная система

В отличие от прошлогоднего лагеря, в нынешнем году была введена особая денежная система - «медведи». С самого начала у каждого ребенка было по 2 «медведя», затем он мог их зарабатывать и тратить следующим образом. Поспоришь с вожатым, что не скажешь ни слова в тихий час или после отбоя, даешь ему одного «медведя» и если сдержишь обещание, вожатый возвращает уже 2 «медв.». Можно было спорить на любое нужное действие - помыть за всех посуду, например, собрать для всех ягод или цветов, сдать на звездочку или специальность. А уж денежки эти можно было потратить на всякие удовольствия: надувной матрац на 2 купания - 3 медв., водяные пистолеты - 2 медв., покататься на качелях - 2 медв., на велосипеде - 5 медв. и прочее.


Мероприятия

Значительную часть мероприятий так и не удалось провести, так как все задумки в течение года включались в план летнего лагеря, и двух недель, конечно же, не хватило, чтобы все это осуществить. Вот несколько наиболее интересных мероприятий:

-«Кукольный» спектакль по «Сказке о золотой рыбке» Пушкина. Каждое звено показывало по одному отрывку из произведения, причем куклами были сами дети, к рукам и ногам которых были привязаны веревки. Тот, кто управлял этой «куклой» говорил за нее слова, а «кукла» лишь открывала рот и подчинялась движению веревок. К сожалению, не у всех все получилось правильно, и ниточки «куклы» действовали неважно. Было бы лучше, если бы «кукловоды» управляли «куклой» откуда-нибудь сверху, скрываясь за занавесом. Но лучшие спектакли все же были засняты на видеокамеру.

-Эстафета с морскими узлами. По очереди ребята добе­гали до определенного этапа, завязывали один из морских узлов и передавали эстафету.

-«Портрет звена» - рисовали не просто портрет каждого человека в звене, а какие-то предметы или ситуации, связанные с этим человеком, чтобы таким образом можно было узнать кто изображен.

-Разбор стихотворения А.С.Пушкина «Утопленник» и изображение этого сюжета с помощью макета из бумаги. Это задание вызвало у ребят особый творческий подъем. Все пять звеньев увлеченно клеили из бумаги домики на берегу моря, главных героев и вырисовывали свою композицию. Правда, одним из звеньев во двор домика был поставлен мотоцикл. Действительно, тяжело в деревне без мотоцикла...

-Лепка из глины: 1) названия звена (т.е. зверушку), 2) сказочного героя и 3) какую-либо точку (сценку) из скаутской жизни.

-После небольшого вступительного слова дети рисовали рисунки на тему «Бог есть любовь». Причем рисовали по два человека на одном листе бумаги. Каждому приходилось как-то договариваться со своей парой, вместе обдумывать сюжет, что-то предлагать, дорисовывать и проч. Многие из этих работ оказались потрясающими. Например, был один рисунок, где с одной стороны карандашом была нарисована плачущая девочка со сломанной игрушкой в руках, а с другой - яркими цветами была изображена счастливаядевочка, которой ангел протягивал целую игрушку. Почти на всех рисунках можно было увидеть солнце, радугу, церковь, речку, а на одном даже был темный уголок с надписью «Ад».

-Аукцион. В течение всего лагеря дети собирали фантики из-под конфет (дабы не сорить в лесу бумажками), а в последние дни был проведен аукцион на фантики. Здесь можно было приобрести тетрадки, ручки, блокнотики, шоколадки и многое другое. Обстановка время от времени накалялась, потому что некоторые копили фантики всей палаткой и хотели что-то приобрести для каждого. Но большинство осталось довольно покупками.

-Конкурс на лучший видеофильм. Из каждого звена был подготовлен один кинооператор. Их «зачетной работой» была съемка спектакля про Золотую рыбку. А затем все звено целиком сочиняло сценарий и разыгрывало свой собственный фильм. Далеко не все звенья, к сожалению, справились с заданием, но то, что получилось - войдет в историю нашего отряда.

БРИ (Большая разведческая игра) «Защитники Отечества»

Большая разведческая игра - по традиции - центральное мероприятие лагеря, и даже сам лагерь получает название по названию БРИ. Сюжет игры нынешнего летнего лагеря был следующий.

На большой территории размещаются на некотором расстоянии друг от друга 5 государств (звено со своим шалашом, костром и обнесенная ленточкой граница). У каждого «отечества» есть воевода, кормилец-поилец и воин-хранитель очага. У каждого участника игры на правом рукаве пришита бумажка со своим именем и подписью руководителя (если она будет сорвана, то человек уже вне игры и может быть взят в плен).

Цель игры - как можно больше взять чужих флагов, пленных, но самое главное - сохранить свой флаг и воеводу. Однако игра приняла неожиданный оборот - еще до ее начала три государства объединились. Это было не совсем правильно: было бы интереснее, если бы они создали этот союз в процессе игры. В результате три объединенных государства воевало против двух, которые хотели играть «каждый за себя». Но все же игра получилась интересной и длилась около двух часов (до половины третьего ночи). Кстати, выиграло одно из «неслившихся» государств.

Лагерные песни

В каждом лагере пышным цветом расцветает детское творчество. На кострах отбою нет, от желающих выступить со своими «точками» (миниатюрами «на злобу дня»), спеть песни собственного сочинения. Вот какие песни в нынешнем лагере сочинили наши ребята:


Растеряши

Не спеши трубить отбой,

Тебе лагерь надо ночью сторожить,

Почему же, почему потерялся галстук мой?

Как же мне теперь без галстука прожить?

Где моё "КЛМН?*"

В верхнем лагере оставила его.

Неохота по горам подниматься снова нам,

Из чего же буду кушать, из чего?

(а) Моя ручка потекла...

Что на смотре буду делать без нее?

Потеряла я зажим, да и кепка уплыла,

Да и мы в бане кончилось мое...

 

Еще одна песня:

Тлеет погасший костер,

Плавки с веревки упали,

Дружно мы дни подсчитали —

Вот и пять дней тут живем.

Ждали тебя целый год,

Лагерь ты наш ненаглядный,

Скоро и так безвозвратно

Дни улетают,

Формы мелькают

Звездами, как небеса (2 раза)

Каша на котелке

Все тут поляны и горы –

Ягодные просторы

Мы обошли.

Сколько нашивок еще

Будет у нас на рубашках –

Словно поляна ромашек...

Вот и осталась

Самая малость –

Игры, купанья, костры. (2 раза)

Вот и приедем домой

Сразу расскажем про лагерь,

Как кирпичи мы кидали,

Клеили домики как.

Все-таки скауты кто?

Корм комарам или рыцарь?

Спать в тихий час пригодится

Тем, кто ночами

Ходит с часами

И лагерь наш сторожит.(2раза).

На последнем костре мамы и бабушки спели детям частушки своего сочинения:

Как на речке, на Свияге

Поселились мы опять

Две недели пролетели –

Надо точку сочинять.

Мы кукушки - не наседки.

Мы детишек видим редко

Мимо быстро пробегают -

Только звездочки мелькают

Мы бы в гости к вам пришли

Свой порядок навели —

Столько ягод на пути —

Не проехать не пройти!

Лучше жить на берегу,

Целый день купаться

Как же скаутам не лень

В гору подыматься!

Как начнем мы кашеварить –

Все дрова кончаются

Без дежурного звена

Суп не получается

Ох, ох, не дай Бог

С дежурным повстречаться:

Руки в саже, нос в золе,

А лезет обниматься!

Острова мальчишек ждут,

и мальчишки тут, как тут.

На свободу так охота,

что не страшна непогода.

А девчонки хороши –

Веселятся от души.

На костре блины пекут,

Мужиков обратно ждут.

С неба звездочка упала

Прямо скауту в кулак:

«Вот теперь ты видишь, мама,

Не такой уж я дурак!»

На столе стоит букет,

А в букете - муравей.

Мы пропели вам куплеты –

Похвалите поскорей.

* - традиционное скаутское сокращение - кружка, ложка, миска, нож.

 

В конце лагеря среди детей был проведен письменный опрос, что в этом лагере было самым радостным, а что - самым трудным. И вот что они ответили:


Самым радостным было:

Самым трудным было:

 

  1. давать на звездочки

  2. Когда повязывают галстук

  3. Когда дают нашивки

  4. БРИ

  5. Остров

  6. Шоколадки

  7. Прыгать с лодки

  1. Успокаивать свое звено

  2. Сдавать на звездочки

  3. Дежурство

  4. Подниматься по горам

  5. Первые дни в лагере

  6. Раньше всех проснувшись, сидеть в палатке до подъема.


Поездки в Москву и в Петербург.

Как было уже сказано, лагеря проводились также в других городах. В начале лета группа младших скаутов выезжала в Москву, где был проведен 5-дневный лагерь на Крутицком Подворье. А в августе 8 лучших скаутских вожаков с двумя вожатыми приняли участие в международном слете ОРЮР под Питером. Об этих двух лагерях красочно написала Нина Победимская - командир наших юных разведчиков, вместе со своей помощницей Сашей Маловой организовавшая эти лагеря.


Пять дней в Москве

Со 2 по 6 июня 14 младших скаутов с двумя вожатыми посетили столицу России. Поездка была просто восхитительной. С первого до последнего дня - солнце в небе и...солнце на лицах прохожих. Бесчисленные вопросы горожан при виде ребятишек в форме: «Кто вы? Откуда вы? Верующие, что ли? Чем занимаетесь?» Дети спокойно и уверенно рассказывали о сути скаутизма. Их четкая речь, чистые глаза и радостные лица изумляли всех. Так что поездка наша планировалась как паломничество и экскурсия, а получилось - миссионерство. Организация была на высоте, мы успевали везде и повсюду. Судите сами: за 5 дней мы побывали в 5 музеях, в Троице-Сергиевой лавре, в соборе Василия Блаженного, в Марфо-Мариинской обители, в Кремле, в гостях у скаутов из Обнинска и, конечно, - в знаменитом московском зоопарке. А еще мы несколько раз сумели всласть поплескаться - у полюбившегося нам фонтана в Александровском саду.

И все же это была не просто развлекательная поездка, а скаутский лагерь, пусть и городской. Поэтому у нас была вечерняя и утренняя молитва, построения с поднятием и спуском флага. Вечерами мы сидели у (условного, правда) «костра», учили песни, ставили скаутские «точки». Мы успели выучить песню «Подмосковные вечера», повторить все виды узлов, азбуку Морзе. А в электричках до Обнинска и Сергиева Посада разучили полезнейшую игру «Контакт», в которой наши и до того дружные дети учились понимать друг друга буквально с полуслова.

Стоит ли говорить о том, как мы уставали? Очень уставали, тем более что, как и во всех других скаутских лагерях, еду мы готовили сами. Но здесь с нами не было даже вожаков. И как велик был соблазн для вожатых - быстренько сварить все самим за 10-15 минут. Но мы брали себя в руки - и ждали, пока ребятишки сами догадаются, что к чему в хитрой кухонной науке.

Всю поездку меня не покидал робкий вопрос: чьими же молитвами у нас так все замечательно идет: никаких ЧП, ссор и обид - сплошные радости жизни. И вот - в предпоследний день, когда мы посетили Марфо - Мариинскую обитель, я получила ответ.

Мы приехали поздновато, и обитель была закрыта. Да и день был не тот, что отведен для посетителей. Я предложила спеть хотя бы величание св.прп. Елисавете - покровительнице нашего отряда. И как только прозвучали последние слова, к нам подошел молодой человек и сказал, что настоятельница благословила нас посетить комнаты, где жила когда-то святая.

Как передать ощущение чуда, неземной тишины в доме Великой княгини и великой святой? Эти белые комнаты с лепниной ... Мы постояли на том самом месте, где когда-то в кресле сидела Елисавета Федоровна, принимая посетителей! Она очень хотела, чтобы в ее обители не было ничего унылого, чтобы все дышало радостью и счастьем, ведь Православие - это радость. В нем нет ничего мрачного, ока человек не внесет его туда. Св.Елисавете удалось создать уют и приветливость в своей обители - и все осталось так же спустя 80 лет! Как отблагодарить святую, как сказать и выразить то, что чувствуешь к ней за такую поездку, за таких детей, за помощь и поддержку!?

На эти же дни пришлись именины четверых наших ребят: с нами было два Константина и две Елены. А у одной из Леночек был еще и день рождения! В связи с этим мы все причастились на литургии в Ново-Спасском монастыре, где нас тоже очень тепло приняли. И, вообще, - где бы мы ни появлялись, мне становилось смешно от мысли - что же москвичи никогда детей не видели, что ли? И чего они так на наших умиляются? Не знаю, в чем тут причина, но Москва нас полюбила. А как мы ее - это и не передать!

И в фонтанах-то мы плескались, и мороженое ели каждый день - ведь на днях - Петров пост, и на экзотических животных в зоопарке нагляделись: тут и фламинго, и игуана, и жираф, и морские котики. А еще - мы научили плавать белого медвежонка! Да-да! Именно мы научили. Он уперся и не шел за мамашей в бассейн, несмотря на жару. Грустно так бегал за птичками. Но Петя догадался бросить ему сушку, да так, чтобы она упала недалеко от него в воду. Такое смятение было в глазах косолапого карапуза, так он страдал, бедняга, при виде лакомства - и, не выдержав пытки, прыгнул в воду. Его подбодрила буря зрительских аплодисментов, а со второй сушкой дело пошло еще веселей.

Впечатлений от поездки очень много, польза же от нее - огромна. Нельзя по-настоящему полюбить Россию, не побывав в ее сердце. Ну, а дети? Они, как всегда, просты и непосредственны. На вопрос, что же было самым интересным и впечатляющим, они хором отвечают: «Эскалатор!!!»

Все флаги в гости будут к нам....

С 1 по 15 августа в Лосеве, что под самым Санкт-Петербургом, прошел Международный скаутский лагерь, посвященный 90-летию ОРЮР. Присутствовали там ветераны и новички, 90-летние седые старцы и розовощекие карапузы. «География» слета была представлена очень разнообразно. От Штатов до Сибири, от Шотландии до Анапы. Хочу поделиться своими открытиями, сделанными в этой поездке. Самое неожиданное из них - это то, что во всем лагере постились, кроме нас, только 3-4 человека. Нам было, конечно, нелегко: иной раз оставались и вовсе без завтрака или обеда, если не успевали вовремя отложить свою порцию. Но ни один из наших детей не предложил махнуть рукой на пост, хотя искушение было велико, каждый день подавались и тушенка, и сгущенка. Руководители других дружин отнеслись к нашему опыту вдумчиво и согласились, что не стоит лишать детей возможности личного «подвига». Нам же представилась замечательная возможность убедиться, что гордиться постом не стоит: частенько ребята у других дружин были и приветливее, и добрее, и отзывчивее, чем мы. Вторым открытием было то, что мы, оказывается, во многом отличаемся от других скаутов - и формой и требованиями к зачетам, и образом жизни в лагере. Поэтому весь слет мы старательно изучали скаутские обычаи, стараясь отобрать все ценное.

И третьим, важнейшим открытием были люди, с которыми мы познакомились. В начале показалось, что мы - самые православные и поэтому должны всех поучать. Ведь даже многие руководители других дружин - в самом начале своего воцерковления. Но скоро мы почувствовали, как бережно и заботливо ведет их Господь. Считая себя православными, любя Россию и ее людей, они воспитывают в своих питомцах стремление к благородству и чистоте. И, слыша, как глубоко искренне звучит в их устах скаутская молитва «Господи, спаси Россию!» - мы воздержались от поучений. Невольно вспомнилась прочитанная когда-то история. Приплыли миссионеры к отдаленному острову - и видят: стоит на нем столп огненный - от земли и до неба. Поспешили они высадиться на берег, а там три мужичка стоят на коленях и кое - как молятся. С трудом слова подбирают, путаются, запинаются. Обрадовались проповедники молитвам научили, книг надарили, да и отчалили. Отъехали, оглянулись, а Столп - то пропал…

Так что - сдержали мы свой пыл проповеднический,а что касается церковных порядков, то старались добросовестно отвечать на вопросы - не более.

Осень-99 г. Лагерь «Осенние пловцы»

Этот лагерь, проходивший во время осенних каникул 1999 года, значительно отличался по своим размерам, так как кроме нашего отряда в лагере были еще ребята из воскресной школы поселка Васильеве (что недалеко от Казани). Всего 50 человек. Звенья были большими - по 10 человек. Среди них было много новичков. А васильевские ребята вообще впервые столкнулись с условиями скаутского лагеря: ночевали в школе на полу, питались в трапезной Софийской церкви. Было, конечно, тесновато, и есть приходилось в 2 смены, и куда-то идти - по группам. Но, в общем, удалось многое сделать.

Лагерь проходил 5 дней. Начался он еще в п. Васильеве, когда казанский отряд приехал в васильевскую школу со спектаклями на тему «Хлеб - всему голова». Названию лагеря послужили занятия в плавательном бассейне, проходившие во время лагеря. Благодаря тренерам плавательного бассейна, многие ребята научились держаться на воде и освоили основные навыки подводного плавания, не смотря на то, что больше половины детей до этого не умели плавать. В то время, пока одна группа занималась в бассейне, другая - готовилась к традиционному празднику Дню матери - шила фартуки для мам. Так что к концу лагеря у нас были не только «осенние пловцы», но и «осенние портные».

Эффективно шла сдача на звездочки и нашивки. Много новичков в этом лагере успели выучить законы разведчиков, обычаи и получить скаутские рубашки. А по ночам некоторые удостоились пройти «испытание мужества». Испытуемые выносили мусорное ведро под покровом ночи или искали белую шапочку под снежной елкой, но всюду их подстерегали переодетые вожатые, которые следили за их «мужественным» поведением.

Особенно для сельских ребятишек интересна была экскурсия по Казанскому Кремлю и зоопарку. Однако и городские дети тоже были не менее удивлены легендой о кремлевской башне Сююмбеки и о том, как в зоопарке зимует бегемот.

Впервые в нашем лагере проходил опыт питерского слета - творческие площадки. Благодаря таким площадкам, можно делить большое количество детей по маленьким группам в разных помещениях, чтобы каждому уделить внимание. В этом лагере было 6 творческих площадок по направлениям:

1. «Роспись по дереву».

(Роспись гуашью и масляными красками на деревянных значках, разделочных кухонных досках и коже).

2. «Поделки из кожи».

(Плетение кожаных браслетов, изготовление кожаного футляра для скаутского ножа, заколки, мешочка-ладанки и аппликация из цветной кожи).

3. «Бисероплетение».

(Плетение зажимов для галстука, кулонов, браслетов, брошей из бисера и стекляруса).

4. «Народная кукла». (Изготовление кукол из мочала, шерстяных и шелковых ниток, а также из полотна и шитье народных костюмов).

5. «Осторожные шаги». (Тренировка навыков быстрого бега, осторожного ползания и тихой ходьбы по лесу, правильное дыхание при беге).

6. «Плетение из цветной бумаги». (Основные навыки плетения из бересты. Изготовление закладки, обложки для молитвослова, вазочки, лаптей из цветной бумаги). Каждый ребенок мог позаниматься на двух им выбранных площадках, сделать поделку для себя, для своих близких или оставить ее на благотворительную ярмарку, которая будет проходить на рождественском утреннике.

Кроме того, были и мероприятия на соревнование звеньев: инсценировка стихотворения А.С.Пушкина «Ваня бедный», суд-диспут по сказке «Теремок» по вопросу «Виноват ли был медведь?».

Однако самым значительным мероприятием лагеря был урок «Собственное видение иконы» по программе Л.В.Суровой, где рассматривались иконы Воскресения и Преображения Господня и дети по памяти рисовали икону в красках. Этот урок проходил в день, когда они причащались на литургии Святых Христовых Тайн, и потому в их работах ощущалось присутствие Божие.



Назад На главную
scout_tatarstan@mail.ru