Кто такие скауты
С незапамятных времен, с тех пор, как человечество стало задумываться о своем будущем, вопрос воспитания детей и молодежи всегда был для него одним из самых главных. Таким он и остался и сейчас. Для этого и создается огромное количество различных молодежных организаций, движений, направлений. В них молодежь может активно участвовать, учиться чему-то новому и проявлять свои способности и таланты.
В мире большое количество людей, которые любят природу и могут посвятить свою жизнь заботе о ней. Они живут в лесах, учатся выживать в диких условиях. Так кто же эти смельчаки, которым в радость отказаться от домашнего уюта и всецело отдаться природной романтике? Ответ на этот вопрос несложен. В большинстве случаев они называют себя скаутами, следопытами либо разведчиками.
Так что же такое скаутинг?
Скаутинг – это большой и удивительный мир дружбы, чистоты и товарищества. Это рассветы и закаты. Это песни, походы, чувство единения с природой. Это и интенсивное, порой "экстремальное" общение, это непростые погодные условия, когда нужно вместе делать дело. За неделю лагеря обычно узнаешь человека лучше, чем за 10 лет совместной учебы в школе. Друзья, которых находишь в скаутском лагере, обычно остаются навсегда. Скаутинг - игра, игра в жизнь с объективными и придуманными самими скаутами правилами. Место этой игры - вся реальная жизнь со своими трудностями и проблемами, личными и корпоративными интересами и проч. Буквально, скауты делают все, что и остальные люди, но все то, что скауты делают, наполнено особым смыслом, который и позволяет назвать эту "игру по особым правилам" – скаутингом.
Скаутский метод
Автор: Валентина Тишкина
"Скаутинг — это лекарство, состоящее из различных ингридиентов, и, пока они не смешаны в правильных пропорциях в соответствии с рецептом, пациент не должен винить врача, в случае, если результаты действия неудовлетворительны."
Баден Пауэл, Джамбори, 1922 г.
Система воспитательных элементов
Воспитательная система Скаутинга называется Скаутский Метод (заглавная "М") потому, что она состоит из нескольких различных взаимосвязанных элементов: Закон и Обещание, обучение делом, система членства в малых группах, символьная структура, личностный прогресс, жизнь в гармонии с природой и поддержка со стороны взрослых.
Взятые в отдельности, многие из этих воспитательных элементов используются в других формах воспитания: например, работа в группах над проектом, походы на природу и т.д. Однако, в Скаутинге, эти различные элементы является частью целого и используются как Система, что и делает Скаутинг уникальным педагогическим феноменом.
Под словом "система" здесь подразумевается сеть элементов, в которой каждый элемент:
- имеет определенную функцию;
- взаимодействует с другими элементами, чтобы усилить эффективность каждого из них;
- способствует достижению конечной цели, и поэтому должен присутствовать.
Важной характеристикой системы является то, что происходит "эффект synergy", т. е. коллективной энергии. Другими словами, результаты функционирования системы более значительны, чем арифметическая сумма результатов функционирования ее частей, которые ее составляют.
Это положение в полной мере относится к Скаутскому Методу. Каждый из его элементов несет свою воспитательную функцию, дополняя влияние других. Если какой-то из элементов отсутствует или не используется по назначению, то система в целом не может с максимально возможной эффективностью служить изначальной цели — прогрессивному целостному развитию молодой личности.
Следовательно, нецелесообразно использовать только определенные элементы Скаутского Метода, не обращая внимания на другие, как нельзя использовать любой из них способом, несовместимым с Целью и Принципами Скаутинга.
Скаутский Метод предназначен для стимулирования развития молодых людей всех возрастных категорий, которые охватывает Скаутинг. Это значит, что воспитательная функция каждого из элементов и способ, которым они действуют вместе как система, также имеют силу и эффективны, когда они применяются в деятельности с молодыми людьми, как в младших так и в старших возрастных группах.
Однако, очевидно, что способ применения этих элементов Скаутского Метода должен соответствовать уровню зрелости молодых людей в различных возрастных группах.
Но было бы нереальным предполагать, что каждый элемент Скаутского Метода одинаково интенсивно используется во время каждого мероприятия, в котором молодые люди принимают участие. Скауты не могут физически находиться на природе в то время, когда они показывают кукольный спектакль больным детям в городской больнице. Однако, элемент природы может все же присутствовать, хотя и неявно выраженным, например, во время прогулки по парку на обратном пути или при использовании "вторичного сырья" при изготовлении кукол для этого спектакля.
Естественная система прогрессивного самовоспитания
Скаутский Метод — это система прогрессивного самовоспитания. Она предназначена помочь каждому молодому человеку, ставшему Скаутом, в его развитии и использовании индивидуальных способностей и собственных интересов. Кроме того, Скаут, опираясь на уже достигнутое, с помощью Скаутского Метода находит конструктивные пути удовлетворения собственных потребностей на разных этапах своего развития, а также определяет перспективы дальнейшего личностного развития с учетом индивидуального темпа.
Скаутский Метод предоставляет собой воспитательную систему, основывающуюся на естественном развитии самих молодых людей. Он создает благоприятную среду, которая отвечает их: потребностям в действии: рисковать, преодолевать трудности; желанию исследовать, экспериментировать и открывать; естественной способности к изобретательству и находчивости; потребности чувствовать себя признанным, уважаемым и оцененным как личность; потребностям в тесных поддерживающих отношениях; способности к идеализму и их стремлению понять смысл окружающего мира и т.д.
В то же время, Скаутский Метод предлагает образ жизни, который направляет в определенное русло энергию детей, подростков и молодых людей, и таким образом дает им возможность испытать, что значит быть автономным, готовым помочь другим, ответственным и идейным. Одновременно, по мере расширения их возможностей, помогая постепенно развивать их способности в этих направлениях, привлекательно, сбалансировано и всеобъемлюще.
СКАУТСКИЙ ЗАКОН И ОБЕЩАНИЕ
Скаутский Закон - это кодекс жизни каждого Скаута и всех членов Скаутской единицы, основанный на принципах Скаутинга. Через кодекс, практически применяемый в повседневной жизни, Скаутский Закон предоставляет практический путь понимания молодой личностью ценностей, которые Скаутинг предлагает как основу жизни личности.
Обещание - это личное обязательство сделать все возможное, чтобы жить в соответствии с этим кодексом, которое каждый молодой человек дает перед группой сверстников, когда решает вступить в Движение. Давая Скаутское Обещание, молодой человек принимает сознательное и добровольное решение принять Скаутский Закон и взять на себя ответственность этого решения, прилагая личные усилия («делая все, что в его/ее силах»). То, что Обещание дается перед сверстниками, не только предает личное обязательство гласности, но также и символизирует общественные обязанности и преданность другим членам группы. Таким образом. Обещание - это первый символический шаг в процессе самовоспитания.
Закон и Обещание рассматриваются как один элемент, потому что они тесно взаимосвязаны.
ОБУЧЕНИЕ ЧЕРЕЗ ДЕЛО
Обучение через дело означает развитие как результат личного опыта в отличие от сугубо теоретического научения. Оно отражает активный путь приобретения молодым человеком знаний, умений и социальных установок. Обучение через дело отражает практический подход Скаутского Движения к воспитанию, основанный на обучении через возможность переживаний, возникающих в процессе преследования интересов и при столкновении с повседневной жизнью.
Следовательно, это является способом помочь молодой личности развиваться во всех аспектах индивидуальности, извлекая то, что имеет личную значимость, из всего, что она переживает.
СИСТЕМА ПАТРУЛЕЙ (ИЛИ КОМАНДНАЯ СИСТЕМА)
Командная система (или система патрулей, как ее часто называют) - это основа структуры организации местной Скаутской единицы, состоящей из небольших групп молодых членов Движения и взрослого руководителя.
Каждая небольшая группа, обычно состоящая из шести-восьми членов, работает как команда с одним членом группы, выполняющим функции лидера. В каждой команде молодежь организует свою жизнь, распределяя обязанности, определяя, организуя, осуществляя и оценивая свою деятельность в соответствии со своими возможностями. Это делается при поддержке взрослого руководителя. Представительная система обеспечивает участие молодых членов Движения в процессе принятия решений Скаутской единицы в целом при поддержке взрослых руководителей.
Командная система, основанная на естественной склонности молодых объединяться в небольшие группы, направляет то значительное влияние, которое сверстники оказывают друг на друга, в конструктивное русло. Это позволяет молодым людям развивать свои способности, сводя их воедино и идя далее в развитии индивидуальных умений, талантов и командного духа взаимной поддержки.
Она также позволяет им развить конструктивные взаимоотношения с другими молодыми людьми и взрослыми и научиться жить в соответствии с демократической формой самоуправления.
СИМВОЛИЧЕСКАЯ ОСНОВА
В Скаутском Движении символическая основа - это несколько символов, олицетворяющих воспитательное предложение для определенного возрастного диапазона. Цель символической основы - глубже укреплять воображение, дух искательства приключений, способность молодежи к творчеству и изобретательности, стимулируя ее развитие, помогая отождествить себя с направлениями развития и ценностями, лежащими в основе Скаутского Движения, стимулируя сплоченность и солидарность внутри группы.
Само название движения «Скаутинг» есть элемент символической основы, одобренной Баден Пауэллом тогда, когда он писал «Скаутинг для мальчиков», призванный вдохновлять молодежь его времени. Под термином «Скаутинг» подразумевается деятельность и качества обитателя лесной глуши, исследователя, охотника, моряка, летчика, первооткрывателя, колониста.
Скаутинг олицетворял собой приключения, сплоченные группы, развивал наблюдательность, находчивость и просто приучал к здоровой жизни на природе - все те качества, которые Баден Пауэлл стремился воспитать у подростков.
Поскольку Скаутское Движение сегодня направлено на более широкий возрастной диапазон, чем тогда, когда оно начиналось, у каждой возрастной группы есть своя индивидуальная символическая основа, соответствующая уровню зрелости возрастной группы и сконцентрированная на определенных воспитательных потребностях, характерных для данной возрастной группы.
ЛИЧНОСТНЫЙ ПРОГРЕСС
Личностный прогресс - это элемент, помогающий каждой молодой личности развить внутреннюю мотивацию, чтобы быть сознательно и активно вовлеченной в свое собственное развитие. Это позволяет молодой личности прогрессировать по-своему, сообразно со своим темпом в общем направлении воспитательных Целей возрастной группы, обрести уверенность и осознать достигнутый прогресс.
Прогрессивный план - это основной инструмент, используемый для поддержки этого элемента Скаутского Метода.
ЖИЗНЬ В ГАРМОНИИ С ПРИРОДОЙ
Природа - то есть естественная среда: леса, равнины, море, горы, пустыня, в отличие от искусственно созданной среды, такой как школьный двор, забетонированные места разбивки лагеря и густо населенные города. Природа также значит то, что Баден Пауэлл назвал «гармоничным целым бесконечного, исторического и микроскопического», с местом для человечества в нем.
Из-за огромных возможностей, которые природный мир дает для развития физического, интеллектуального, эмоционального, общественного и духовного потенциала молодой личности, природная среда представляет собой идеальное место для применения Скаутского Метода. В самом деле, хотя это не всегда может быть доступно, особенно в современной урбанизированной среде, скаутские мероприятия в основном должны проводиться на природе.
Однако использование природы как элемента Скаутского Метода предполагает больше, чем деятельность, проводимую на природе. Это включает развитие конструктивного контакта с природой, полное использование уникальных возможностей для обучения, предоставляемых природным миром, чтобы содействовать развитию молодежи.
Что касается леса, то видение Баден Пауэллом природы как воспитательного инструмента можно обобщить следующим образом: «Для тех, у кого есть глаза, чтобы видеть, и уши, чтобы слышать, лес - это одновременно лаборатория, клуб и храм.»
ПОДДЕРЖКА ВЗРОСЛЫХ
Поддержка взрослых включает три аспекта, соответствующих трем разным ролям, которые взрослому необходимо учитывать, работая в Скаутской единице;
Руководитель деятельности. Он или она должны обеспечить, чтобы любая деятельность, предпринимаемая группой, была успешно завершена. В то время как не каждый взрослый может обладать навыками, требуемыми для всех видов деятельности, он все же несет ответственность за то, чтобы вся группа была обеспечена необходимой технической поддержкой и помощью специалиста там и тогда, когда это требуется.
Педагог. Ему или ей необходимо напрямую поддерживать процесс самовоспитания и обеспечивать, чтобы то, что молодая личность переживает, имело положительное влияние на развитие знаний, умений и социальных установок этой личности. Другими словами, как педагогу взрослому руководителю нужно установить личный контакт с каждым, будь то молодой человек или девушка, чтобы помочь им определить собственные потребности развития, признать эти потребности и обеспечить их адекватное удовлетворение через прогрессивное развитие.
Посредник. Основываясь на добровольном сотрудничестве между молодежью и взрослыми, ему или ей необходимо обеспечить, чтобы взаимоотношения внутри группы были позитивными и плодотворными для всех, чтобы группа создавала привлекательную среду и поддерживала непрерывное развитие группы как целого. Это предполагает насыщенное обучающее сотрудничество между молодежью и взрослыми, основанное на взаимоуважении, доверии и признании друг друга в качестве личности.
|
|